Что такое конфликт интересов и как его предотвратить?
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В силу ст. 13.3 указанного закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в том числе предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для организации) организации принимают положение о конфликте интересов. Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
Работа по управлению конфликтом интересов в организации основывается на принципах обязательности раскрытия сведений о конфликте интересов, конфиденциальности процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования, соблюдения баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов, защиты работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов.
Конфликт интересов может быть урегулирован следующими способами:
- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника.
- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника.
- перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов.
- отказ работника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
- увольнение работника из организации по инициативе работника.
При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.
Помощник прокурора района Бушмелева В. П.